Полезные статьи

Что такое неотрад и как его рисовать

Нео-традишнл (от англ. neo traditional) или в сокращённом варианте неотрад — довольно молодой стиль татуировки. Он взял свое начало из татуировки традиционной, которую сейчас многие называют «олд скулом». Отсюда и его название, которое буквально можно перевести как «новый традиционный».

Неотрад — это стиль тату или направление в искусстве?

Можно смело сказать, что неотрад является пересмотром старых традиций в тату-культуре: сюжеты, герои этих сюжетов, композиции, некоторые цветовые решения — всё это взяло свои корни в олд скуле. Вследствие пересмотра традиций неотрад стал использовать совершенно новые для татуировки художественные приёмы, которые в свою очередь пришли из академического рисунка и рисунка в целом.

Традиционная татуировка была и остается очень простой по своей конструкции, неотрад же стал эту конструкцию усложнять. Так вышло, что пытливый ум художника всегда ищет натуру для своих творений, и основной натурой для неотрада, как для стиля татуировки, стало мощное направление в искусстве — европейский модерн. Основные вехи модерна мастера перенесли в татуировку, где-то используя особенности человеческого тела, где-то — анатомию предметов или игру света и тени.

Модерн стал вдохновением и лёг в основу стиля неотрад. Но всё же неотрад — это только стиль татуировки. Это название относится только к техническим аспектам татуировки. А не к отдельному стилю в искусстве.

Запомнили? Тогда давайте углубимся в стиль искусства модерн.

Неотрад и модерн

Современный неотрад стал похож на картины Альфонса Мухи чуть менее, чем на 90%. Всё это благодаря быстро растущей испанской школе неотрада, мастера которой стали кумирами для многих татуировщиков со всего света.

В изначальной основе модерна стоял отказ от прямых линий и углов в сторону органических, более плавных линий, естественных природных форм. В то же время модерн стремился объединить в себе необъятное: все возможные виды искусств, различные культуры, новые технологии. Художники модерна использовали в своём творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса, искусства этрусков и французского Рококо.

Так же модерн изобилует различными орнаментами, используя их как связующее звено между элементами в композиции и совмещёнными в композиции культурами.
Основное визуальное отличие модерна — это переплетение четких контурных линий с практически монохромными плоскостями.
Ничего знакомого не замечаете?

Именно! Неотрад часто называют не иначе, как «реализм на контурах», и это пришло к нам из модерна.

В неотраде можно использовать чуть ли не любые объекты для дизайна: от цветов до кедов Nike. В этом неотрад не отличается от модерна: в неотраде мы стремимся выйти за рамки привычного искусства, объединить новое и старое, окутывая ножи-бабочки в ботанические завитки плоско окрашенных цветов и прочие прелести.

Посмотрите насколько близки наши татуировки к работам художников конца 19-го — начала 20-го веков:
Слева: работа артиста Rodrigo Kalaka Справа: Фрагмент картины Альфонса Мухи «Fruit»
Слева: работа артиста Vonthink Справа: фрагмент картины проф. Густава Штурма «Elstern Und Eulen»
Слева: работа артиста Vonthink Справа: фрагмент картины проф. Густава Штурма «Elstern Und Eulen»
Помимо поразительного стилистического сходства между неотрадом и модерном можно заметить, что модерн был весьма многообразен в своей стилизации и детализации: один художник активно использовал более реалистичные художественные приёмы, оставляя стилизацию для второстепенных участков, другой же стилизовал и упрощал всю картину целиком.

Так же и неотрад — меняется в зависимости от взгляда художника, который его рисует. Один предпочитает проще, другой сложнее. Одному нравятся птицы, второму — цветы, третий рисует геймпады от приставок, четвертый вообще добавляет пиксельарт в классические для модерна элементы.

Поэтому важная особенность неотрада — сюжет совершенно не определяет стиль. Стиль определяют его базовые технические характеристики, художественные приёмы и ваша фантазия.
Неотрадиция на данный момент является модерном мира татуировки: это быстрорастущая стилистическая группа, которая объединяет в себе множество тату-культур. Контур из традиции, сюжеты из ориентала, плавные градиенты и детализация из реализма, випшейдинг для усиления текстур — всё это присутствует в современном неотраде.

Особенности неотрада

После того, как мы определились, откуда вырос неотрад, давайте разберёмся в его технических основах и особенностях.

1. Разница контуров

Контур — самое любимое и самое сложное занятие для тату-мастеров. И это основа неотрадиционной татуировки.

Эта художественная особенность пришла из традиционных стилей, таких как олдскул и ориентал. Но так как неотрад год за годом усложнял подход к традиционным культурам, его контур, в отличие от традиционных татуировок, стал более сложным и многообразным.

Неотрад-мастера используют не одну толщину контура на всю работу, а две или даже три. Потому что:

— чем больше разница в толщине контура, тем более стилизованный получается дизайн и наоборот: чем меньше разница в толщине, тем более реалистичный дизайн

— чем больше вы используете контуров и разных толщин, тем более детализированным получается дизайн.
Рассмотрим два этих примера. И там и там используются вполне реалистичные формы цветов, но первый построен на большой разнице контуров. Причём в дизайне преобладают толстые контуры, что делает его более похожим на «традиционный».

На втором примере разница между контурами минимальна, и тонкие контуры доминируют, что делает дизайн более реалистичным.

Какую разницу контуров использовать — решаете только вы. Хотите уйти в реализм — берите потоньше, хотите упрощать — берите потолще.

2. Реалистичные формы

Реализм для неотрада это, в первую очередь, формы объектов, на которых они построены.

Так вышло, что для неотрада не характерно гиперболизированное упрощение форм объектов (как в ньюскуле, например), так же, как и не характерны плоские формы, которые используются в традиции.

Неотрад активно пользуется примерами «из жизни», т.е. реалистичной натурой.
Попробуем проигнорировать художественные приёмы на примерах выше и сосредоточимся на базовых формах объектов.

Первый пример — чистый ньюскул, для которого характерно искажение форм объекта до невообразимых с точки зрения реалистичности величин. Этот стиль целиком построен на гиперболизации привычных нам вещей и упрощении реалистичных форм до геометрических, но всё ещё очень объёмных, плоскостей.

Второй пример — неотрад, на котором изображён кот в формате «как есть», в натуральный рост и величину, отклонений от реалистичного референса практически нет, и все формы привычны и понятны. Что важно — разница между размерами главных и второстепенных объектов примерно такая же, какой она была бы в реальной фотографии.

Третий пример — кот традиционный, он всё еще узнаваем, но упрощен до базовых геометрических форм без какого-либо объёма.

При погружении в стиль неотрад очень важно изучать базовую анатомию объектов и человеческого тела. Вам отлично помогут различные анатомические или ботанические иллюстрации из учебников, разборы устройства человеческого лица и прочие полезности для студентов факультета живописи.

3. Объём форм

В неотраде объёмы занимают особое место, т.к. сам по себе этот стиль подразумевает некую реалистичность. Даже если вы упрощаете дизайны, объём в них должен быть.

За объём форм в рисунке отвечает свет — он рисует падающие тени и способен создавать особое настроение для дизайна, если вы этого захотите.

Освещение работает по строгим правилам, которые продиктованы физикой света, поэтому в нем есть чёткие закономерности. Если хотите нарушать их так, чтобы вам поверили, — вы должны знать эти закономерности.
На примере слева можно увидеть, насколько неправильное распределение света меняет и уничтожает объём предмета. Мы практически не видим форм — плавников или жабр у рыбы.

Пример справа хоть и сильно упрощён, но затенения, которые использовал автор, закономерны: они находятся во всех углублениях, где по логике возможен АО (ambient occlusion), а так же они повторяют округлую базовую форму самого тела рыбы.

Реалистичность объёма также зависит только от ваших желаний: хотите более реалистичный рисунок — добавьте падающих теней, АО или более плоский объект — добавляйте rim light. Хотите проще — определите базовую форму объекта и осветите его, как если бы вы рисовали куб или цилиндр на уроках по академу.

4. Цветовые решения

Ещё одна характерная черта для неотрада — это реалистичные цвета для изображаемых объектов. И нет, это не означает, что вам нужно избавиться от всех ярких цветов в палитре, т.к. в реальной жизни яркие цвета встречаются гораздо чаще, чем вам кажется.

Мы возвращаемся к разнице между неотрадом и ньюскулом: розовый кот в ньюскуле — это привычная история, розовый кот в неотраде будет восприниматься хорошо, но инородно.

Аналогичное сочетание цветов по цветовому кругу или аналогия с акцентом — это, скорее, отличительная черта неотрада. В то время как ньюскул может быть целиком построен на комплементарном или классическом цветовом сочетании.
Пример слева целиком построен на классическом сочетании зеленый — фиолетовый — оранжевый (и их оттенках), в то время как правый пример построен на аналогичных глухих цветах с акцентом в виде оранжевого.

5. Сложный центр — простое окружение

Как мы уже говорили, неотрад взял очень многое из модерна, и основная его черта, которую можно проследить через работы всех главных татуировщиков этого стиля, — это упрощение фоновых объектов относительно сложного центрального объекта в композиции.

Да, детализировать всё на одном уровне совершенно необязательно. В рисунке есть такое правило — зоны интереса и зоны отдыха должны чередоваться.

Поэтому чередуйте!

Сделайте сложный, красивый портрет, но упростите причёску. Прикрепите в волосы реалистичный и сложный цветок, но упростите листья. Главное — не забывать о базовых реалистично-узнаваемых формах.
На этой татуировке можно увидеть, насколько сложные реалистичные приёмы использует художник для лица, но волосы и одежда упрощены до базовых форм. Для усложнения лица добавлены выпадающие из причёски волосы. На одежде усложнён только бантик, а на цветке — объёмные лепестки.
На этом примере можно проследить две крайности: художник использовал очень реалистичный ракурс для портрета и такие же художественные приёмы, но окружение упрощено до уровня плоского символизма, что совершенно не испортило впечатление от работы, а, скорее, наоборот.

Несколько советов для тех, кто хочет начать неотрад

1. Если у вас не получаются сложные, реалистичные дизайны — не отчаивайтесь, упрощайте! Просто — это не значит скучно или плохо. Иногда простота является единственным выходом для решения сложной задачи.

2. Если вы сильны в контуре, но пока не освоили объём — не проблема. Усложняйте дизайны в контуре. Сделайте прожилки в цветках и листьях, добавьте интересные тычинки, нарисуйте хитрые пряди на волосах или добавьте мелкую шерсть животному.

Множество художников сделали контур своим преимуществом и так хорошо им пользуются, что их работами восхищаются на сто процентов все. Например, Виталий Морозов. Он построил всю сложность своих работ на линиях и реалистично-упрощённом портрете.

3. Если вы хорошо понимаете, как устроен объём форм и реалистичные художественные приемы, но совершенно не понимаете как упрощать и куда добавлять контуры — это тоже не проблема.

Обведите в контур те объекты, которые должны быть отдельно друг от друга (например кот и цветы — отдельно, а вот кот и усы — вместе) и позвольте себе чуть больше реализма, чем позволяют другие. Упростите до уровня монохромного цвета те детали, которые являются второстепенными, и у вас получится отличный неотрад.

4. Объединяйте в сюжеты то, что вам нравится: нарядите греческого бога в костюм Adidas или дайте коту в лапы iPhone, сделайте типичный для модерна 20-го века портрет и окутайте его в шаль Louis Vuitton.

Экспериментируйте, сочетайте несочетаемое или же наоборот, вернитесь к классике и создавайте дизайны, которым позавидовал бы Густав Климт.

Анализируйте работы других художников, бросайте попытки бессмысленного срисовывания к осмысленному изучению и анализу других художников, направлений искусств и окружающего вас мира. И всё получится.
Ваш неотрад должен быть похож на вас:)